(источник картинки: http://www.dobi.nu/yourscenesucks/)
Все
ниже написанное есть мое личное мнение, но я уверен, что мое мнение
содержит ряд ценных идей, способных существенно утяжелить багаж
гуманитарных знаний, накопленный человечеством за все эти века. Когда
ты хочешь сделать что-то хорошее, всегда найдутся препятствия на пути
реализации замыслов. Вот тоже самое - и с построением анархического
коммунизма в мировом масштабе. Но мировой масштаб разбирать – это
слишком долго, так что пока поговорим о проблемах, с которыми
сталкиваешься в нашей стране.
«Потому что совсем достал уже хардкор, хотя тематика хардкора мне близка до сих пор» (Кирпичи-96).
Последние
несколько лет ряды сторонников анархизма, по крайней мере в Москве и
Питере, в очень большой степени пополняются за счет субкультуры
панк-хардкора. Надо отметить то преимущество панк-хардкора, по
сравнению с панком-77 (бывшего кузницей кадров анархизма прошлых лет),
что его последователи одеваются не так пугающе для мирных жителей,
несколько более спортивны и вообще меньше пьют. Это существенно - я не
понимаю, как с вечно пьяной головой можно надеяться разломать такую
крутую машину, как государство+капитализм. Но и панк-хардкор далек от
идеала.
На самом деле, он не способствует развитию
самостоятельного мышления своих адептов. Значительная часть действий
хардкорщиков завязана на оценки «круто», «угарно», «драйвово» и т.п.
вау-факторы. Если ещё имело бы смысл использовать вау-факторы для
первичного привлечения к набору наших идей, то в случае с хардкором
дальнейшего развития особо не видно. Формируется череда из акций, в
основном сопряженных с хулиганством разной степени противоправности,
разбавляемых концертами, тусовками на репетициях и т.п. Очень
интересная черта хардкора -с одной стороны, сложно найти субкультуру,
больше призывающую своих участников к социальной активности, а с другой
- субкультуру, менее интересующуюся жизнью общества.
При этом не
то, что не делаются попытки формулировать стратегию по уничтожению
Системы, но и большая часть начальных установок харкдорщиков является
не результатом умственного брожения, а усваивается из речевок текстов
песен. Единственные представляющие литературную ценность тексты,
которые мне попадались в российском хардкоре - тексты «Проверочной
линейки». Хотя как раз с идеями наших православных «Sex Pistols» я не
согласен очень сильно.
Когда идеи превращаются в набор слов,
главной целью которых становится совместимость с музыкальными ритмами,
не надо себя особо тешить. Да, так получилось, что в этой среде
распространился анархизм. Но, параллельно, там же распространяются и
очень неправильные телеги – против абортов, за ограничение миграции. К
сожалению, во многих случаях анархизм превращается всего только в одну
из моделей поведения для хардкорщика. Не вырабатывается понимание, что
анархизм - некое самодостаточное, многогранное явление, а не стиль
жизни в рамках хардкор-сцены. Соответственно, для многих увлечение
анархизмом заканчивается с увлечением хардкором.
Активизм и возраст
Анархисты
находятся в ситуации, сильно отличающейся от большинства политических
течений. Сегодня обычно проблемой является привлечение молодежи к той
или иной идее, а для анархистов наоборот -проблемно удержать в своих
рядах сторонников после окончания вуза. Часть «слишком взрослых для
анархии» полностью забивает на свои прежние ценности и становится
обычными яппи. Такие люди - жалки. Ныне капитализм предполагает, что
человек должен «повзрослеть» и «выкинуть из головы всякие глупости»
годам так к 16, и дико сильно пахать, если он действительно хочет
претендовать на теплую, уютную жердочку. Такие люди просто просирают
2-3 года своей жизни, давая фору своим конкурентам по рыночному
стахановству.
Но их -меньшинство. Большая часть в принципе-то не
отказывается от анархо-коммунистических идеалов, но не видит путей их
достижения, и приходит к тому, что сносно жить можно и сегодня.
Происходит это примерно одновременно с нахождением постоянной работы и
сожительством с партнером (-шей), не имеющим отношение/ тоже отошедшим
от движа. Таким людям хочется задать вопрос -помните ли вы, что
анархизм всегда был прежде всего радикальным крылом пролетраского
движения, движения против наемного труда? Не странен ли повод ухода из
такого движа -нахождение постоянной работы?
Как все это
получается: обычно, к анархистам приходит человек с уже
сформировавшимися глобальными претензиями к окружающему миру.
Активизма, в принципе, сейчас хватает. В Москве каждую неделю
проводится по 4-5 тех или иных действий, связанных с анархией. Человек
начинает в них участвовать, предполагая, что раз их проводят, их
организаторы имеют какой-то план ломки Системы. Далее, человек
понимает, что никакого такого плана на самом деле у организаторов нет.
Он пытается придумать план самостоятельно, но тоже обламывается. Далее,
человек начинает ходить на акции в основном для того, чтобы увидится со
своими друзьями. А затем человек понимает, что с друзьями можно вполне
видится вне акций.
Как изменить эту грустную практику?
Ограничусь общими словами: на самом деле, нужно добиться того, чтобы
большая часть людей приходила не участвовать в наших акциях, потому что
им не нравится капитализм и государство, а приходила бы к пониманию
того, что капитализм и государство вредны, участвуя в разных наших
действиях. Вот это будет настоящим показателем, что мы эффективно
боремся с Системой, что мы чего-то добиваемся.
И опять вернемся
к возрасту. Например, для пятнадцатилетнего скейтера проблема бонхедов
очень актуальна. Это может быть даже одна из самых важных его проблем.
Но к 22 годам бить бонов остаются обычно те, для кого это становится
вопросом вендетты, или те, кто уже слишком втянулся в
фа/антифа-зарницу. Проблема фашизма в любом возрасте важна для
представителей разных национальных меньшинств, но с ними у нас как раз
не очень много связей. Несмотря на все фашистские мифы, валят бонов
обычно вполне славянские юноши. Очевидно, что период с 20 до 60 лет -в
пять раз длиннее периода с 12 до 20. Было бы логично, чтобы количество
проектов, затрагивающих первый возрастной отрезок, было по крайней мере
количественно больше затрагивающих второй.
Кроме того, люди
любят примеры для подражания. Вернемся опять к субкультурам. В 90-е
годы российские футбольные фанаты/хулиганы ничем особо не отличались от
других «молодежных тусовок». А сейчас среди них есть как 17-ти
летние, так и 30-ти летние. Причем разменивающие четвертый десяток не
спешат отказываться от «нулевых и третьих таймов». Я уверен, что без
книжек и фильмов о толстых злобных английских дядьках это не было бы
возможным. Что-то вроде этого есть и у байкеров. Следовательно, нам
нужен привлекательный образ взрослого анархиста.
Анархия
Так
что же такое анархия, за которую мы все так рубимся? На мой взгляд,
анархия -это граффити «Свобода, равенство, братство!» на стене Храма
Христа-Спасителя. Анархия - это игры в прятки, жмурки и салки в
мразотных офисных зданиях, фитнес-клубах и гипермаркетах. Анархия - это
street racing на танках по Тверской. Анархия - это нож в кармане,
трезвая голова и ненависть в сердце. Анархия - это большая детская
площадка на месте Лубянки - с горками, качелями, песочницами,
мороженным и сахарной ватой. Анархия - это многомесячный костер из
милицейских фуражек на Красной площади. Анархия - это раздача бездомным
шмоток «Prada» из разграбленных бутиков. Анархия - это когда ты, стоя
посреди Рублевки, в первых рассветных лучах видишь свое отражение на
лезвии окровавленного мачете. Анархия срывает трусы и паранжу. Анархия
- это грань, по которой ходит и очевидное, и невероятное. Анархия - это
быстро бежать с закрытыми глазами, разбрасывая гранаты во всей стороны.
Анархия - это когда на р ассвете ты выходишь из леса, всю ночь
пугавшего тебя шорохами, тресканьями и уханьями. Наступило время
отстаивать самое необходимое! Потерять мы можем только свою жизнь, но и
найти - только её! Смерть реальности! Да здравствует гуманистическое
варварство!
Джерело: http://avtonom.org/index.php?nid=2316 |