Разговоры о современной отечественной музыке, как правило, сводятся к
тому, что в России музыки нет. Споры возникают только на тему: а была
ли она когда-нибудь вообще? Дело в том, что эта страна уже долгие годы
идет по пути творческой рефлексии на опыт своих старших
капиталистических собратьев. Нехватка ли это идей или просто мещанская
лень, но российское телевидение, кинематограф, беллетристика,
популярная музыка, чуть менее популярная музыка (т.н. "АЛЬТЕРНАТИВА") -
на деле это все уже жеваная жвачка, которую выплюнули западные
потребители, а потом кто-то сообразительный запихал в наши беззубые
пасти. Народ эту жвачку "сосет", иногда давится, но вообще доволен. Так
некогда самая начитанная страна верит телевизионной пропаганде, идущей
в перерывах между развлекательными телешоу, ходит на премьеры
достижений российской киноиндустрии, сделанные по голливудским схемам,
и, не задавая лишних вопросов, слушает перепетые и слегка
замаскированные хиты западных радиостанций. Отчего же у нашего
"искусства" нет своего лица? Да потому что никто в России не любит
рисковать. Желающие на жвачку гарантированно найдутся, а изобретать
колесо (какой тут к черту велосипед!) дело сомнительное и затратное. По
инерции долгие годы это отражалось даже на некоммерческой музыке. Наш
D.I.Y. упорно пытался походить на западные аналоги. Казалось, что наша
сцена всегда будет оставаться вторичной. Но на этом фоне всегда приятно
отмечать исключения. И имя этому исключению - "Операция Пластилин".
Молодая и безусловно талантливая группа из города Тамбов. Последнее
обстоятельство выглядит особенно обнадеживающим: всё больше
провинциальных музыкальных коллективов получают мало-мальски широкую
известность, а будущее российской независимой музыки принадлежит именно
неиспорченной деньгами глубинке. Что же такого особенного есть у
"Операции Пластилин", чего долгое время не обнаруживалось у большинства
наших музыкантов? Конечно, не только приятный женский вокал, мощная, но
уж точно не выдающаяся, игра музыкантов, цепкие и немного наивные
тексты на социальные темы - мы это уже все слышали. Исключительными
ребят делают их позитивность (моднявое, но очень четкое словечко).
Кричать о том, что все плохо и при этом улыбаться, зная, что жизнь сама
по себе прекрасна. Анархисты часто подвергаются критике в том, что
большинство из них просто не умеют радоваться жизни. Мол, видят все в
серых тонах, оттого и не могут принять существующую действительности.
Едва ли маленький мальчик в пьесе Евгения Шварца, разумно заметивший,
что король-то голый, не любил окружающий его мир. Он просто не стал
молчать, когда никто кроме него не видел и не хотел видеть правду. Так
и ребята из группы "Операция Пластилин", поднимая в своем творчестве
серьезные замалчиваемые мэйнстримом проблемы, такие как потребительская
безликость, ничтожность навязываемых идеалов и произвол государства,
заряжают слушателя оптимизмом и уверенностью в собственных силах. "Операцию"
справедливо сравнивают с первой (и по-настоящему единственной) женщиной
в панк-музыке на русском языке - Янкой Дягилевой. Образный ход в лирике
и интонация в исполнении - если это и не творческая реинкарнация, то уж
точно наиболее близкое замещение волшебства, которое на рубеже 80-х и
90-х было подарено нашей культуре Янкой. Хотя лично мне нежный голос,
трогательно спрашивающий у министра обороны, почему его собственные
дети не умирают в Чечне, больше напоминает Луцию Сифарелли (вокалистка
индастриал-группы KMFDM). Но и это далеко не полный список того
огромного количества музыкальных явлений (от пост-панка 70х до
Александра Башлачёва), нашедших свое отражение в пронзительно
акустических и задорных электрических песнях ОП. Самое парадоксальное
здесь то, что это совершенно не сказывается на музыке отрицательным
образом. Скорее даже наоборот, понимая, что "Операция Пластилин"
использует нечто похожее на то, что тебе хорошо известно, ты ловишь
себя на мысли, что до них это "заимствование" никому толком не
удавалось. Темы акустических композиций посвящены преимущественно
душевным поискам, обреченности поколения и выволоченным кем-то на
продажу человеческим чувствам. Если бы не "фирменный" неунывающий
голос, такие тексты могли показаться грустными, но у ребят получается
подать их так, чтобы слушатель ограничился серьезными размышлениями и
ни в коем случае не впадал в депрессию. Совсем по-другому "Операция"
звучит в электричестве. Бешенный выплеск накопившихся эмоций в песнях с
острой протестной лирикой. Слушая их, начинаешь не на шутку
задумываться: а действительно ли в России нет музыки?
Познакомиться с творчеством можно на их сайте http://plasticin.ru/ в разделе Аудио.